Охрана жизни людей на воде. Целью задачи являлась подготовка работников спасательной станции к действиям (самостоятельным и в составе дежурной смены) по спасанию утопающих и к проведению профилактических мероприятий в весенне-летний и осенний (до ледостава) периоды.
Отработке подлежали: готовность к использованию плавсредств, спасательного оборудования; наблюдение, сигнализация и связь; выход плавсредств, машины к месту бедствия; подход катера к аварийному судну, опрокинутой шлюпке, тонущему человеку; постановка катера на якорь, спуск водолаза; спасание утопающего без применения водолазного снаряжения со шлюпки и вплавь; оказание первой помощи пострадавшему на воде и его транспортировка; выполнение «нормативов спасателя»; профилактика несчастных случаев с людьми на воде;
При тренировках необходимо обращать особое внимание на: подготовку спасательного катера, дежурной шлюпки и санитарной машины к срочному выходу (выезду); готовность к использованию водолазного снаряжения и спасательных средств; наведение судна на место бедствия (квадрат) с помощью сигналов с наблюдательной вышки и радиосвязи; быстрое и правильное одевание в гидрокостюм спасателя на ходу катера.
Тщательно отрабатывался маневр катера при подходе к плавающему предмету или шлюпке с подачей конца Александрова или спасательного круга.
Маневр считался выполненным в том случае, если катер при подходе не «наваливался» на аварийное судно или шлюпку и с первой попытки подавался спасательный круг или конец Александрова.
При спуске водолаза необходимо было отработать постановку катера на якорь с учетом волны, ветра, скорости с подъемом сигнала «произвожу водолазные работы».
Водолаз спускался под воду после постановки катера на якорь и выключения работы гребного винта; для поиска макета оборудовали квадрат:10х10 м на глубине 5—6 м. Время поиска с подъемом макета на поверхность (при чистом грунте, средней видимости, скорости течения до 0,5 м/с) лимитировалось 3 минутами.
Если спасание утопающего отрабатывается без погружения водолаза с дежурной шлюпки, то ищут и извлекают макет, ныряя в квадрате 3х3 м на глубину 4 м; в этом случае норматив времени - З мин.
При подъеме пострадавшего на судно или берег отрабатывались приемы первой помощи и непрерывного проведения искусственного дыхания во время транспортировки пострадавшего.
Работники спасательной станции в профилактическом районе проводили следующие предупредительные мероприятия: ограждение опасных мест купания; оборудование стендов и щитов по пропаганде мер безопасности на воде в местах массового купания, катания на лодках и водных переправах; оказание помощи предприятиям и организациям в выставлении (за их счет) на закрепленных за ними водных участках спасательных постов; обеспечение пионерским лагерям, санаториям, домам отдыха и туристским базам безопасного отдыха у воды; пропаганда мер безопасности на воде с использованием наглядных печатных материалов, а также радиоузлов предприятий, учебных заведений и организаций; подготовка матросов-спасателей для ведомственных организаций и дружинников-спасателей для станций, предприятий; организация спасательных станций (постов) на общественных началах.
Действия дежурной смены по сигналу учебной спасательной тревоги предварительно отрабатывались у причала, с погружением водолаза и поиском макета в квадрате.
После выработки уверенных действий у причала (берега) весь комплекс учебных вопросов по спасательной тревоге выполнялся с выходом катера на радиус зоны спасания.
При приеме задачи проверяли состояние организации службы на спасательной станции; содержание техники, спасательных средств; готовность службы(поста) к оказанию помощи с выходом катера на дистанцию радиуса зоны спасания и поиск макета в установленные нормативами сроки; выход дежурной шлюпки в квадрат бедствия, ныряние в маске с ластами (комплект №1) и без них; поиск и извлечение макета на поверхность; выполнение работниками нормативов спасателя, кроме водных видов выполнение работниками станции мероприятий по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде.
Охрана жизни людей на льду (воде) во время ледостава, ледохода и паводка. Основной целью задачи являлась подготовка работников спасательной станции к действиям (самостоятельно и в составе дежурной смены) по спасанию людей, провалившихся под лед, проведению профилактических мероприятий во время ледостава, ледохода и паводка.
Отработке подлежали: подготовка и применение зимних спасательных средств; спасание провалившегося на неокрепшем льду; спасание попавшего под лед в майне или проруби; оказание помощи терпящему бедствие на льду во время ледохода; умение проводить профилактику в зимнее время.
До наступления ледостава ремонтировались или изготавливались спасательные доски, лестницы, багры, щетки для упора на льду, лыжи, фонари, надувной трап и нагрудники, концы Александрова и другие подручные средства; изготавливались ограждения для оборудования майны и комплектовались необходимые спасательные средства и легководолазное снаряжение, пригодные для спасательных работ в проломе льда.
На тренировках изучали и осваивали методы применения зимних спасательных средств. По учебной спасательной тревоге отрабатывали: одевание гидрокостюма, переход на лыжах и пешком дежурной смены к месту пролома льда; подползание с закрепленным спасательным нагрудником, при соответствующем страховании, к провалившемуся под лед и его извлечение; переход дежурной смены к пролому льда со шлюпкой протаскиванием её на полозьях по льду или проталкиванием во льду.
Для тренировок спуска водолазов вблизи спасательной станции оборудовали майну глубиной 5—б м, где совершенствовали методы поиска и приемы извлечение макета с последующей отработкой оказания первой медицинской помощи.
Для оказания помощи терпящему бедствие на плавающей льдине отрабатывался выход дежурной смены на катере с металлическим корпусом ,аэролодки ,или на шлюпке, отрабатывалась техника маневрирования при подходе к дрейфующей льдине и снятие пострадавших, а также вызов корабля, с ближайшего порта, вертолета с вертолетной станции для снятия людей со льдины.
Профилактика несчастных случаев людьми на воде во время ледостава, ледохода и паводка включала: систематическое получение сведений от гидрометеослужбы о сроках начала ледостава, ледохода и паводка и информацию населения и организаций об их сроках; контроль за соблюдением мер безопасности при пользовании ледовыми переправами, катками на льду, находящимися в профилактическом районе; определение грузоподъемности льда и информацию об этом заинтересованных организаций; ограждение промоин, прорубей, площадок выколки льда и других опасных мест на льду; Выставление предупредительных щитов и стендов; проведение бесед и помощь в создании уголков спасателя в школах и на предприятиях.
Подготовка работников спас.службы(поста) к спасанию людей, провалившихся на льду или терпящих бедствие во время ледохода, проводилась как на берегу, так и на чистой воде с таким расчетом, чтобы к началу ледостава состав дежурных смен уже имел практические навыки по применению зимних спасательных средств .
При погружении водолазов особое внимание обращали на предохранение водолазных аппаратов от перемерзания и перетирания льдом, проверяли прочность сигнального конца, а также на поддержание надёжной связи с водолазом. При погружении водолаза под лед во всех случаях в готовности находился страхующий водолаз.
При приеме задачи проверяли: состояние организации службы; наличие и готовность к использованию зимних спасательных средств и водолазного снаряжения; готовность и умение дежурной смены оказать помощь людям провалившимся под неокрепший лед, применяя надувной трап, спасательную доску, лестницу, багор, конец Александрова и другие подручные средства; действия дежурной смены по спасанию человека, погрузившегося под лед, со спуском водолаза с борта лодки, имеющей достаточные вместимость и плавучесть; поиск и извлечение макета с глубины 5—б м; умение оказать помощь пострадавшему на воде в зимних условиях; подготовленность работников станции к проведению профилактических мероприятий во время ледостава, ледохода и паводка, а также результаты этой работы.
В функциональные обязанности врача входили:
а) организация медицинских помещений на спас.службе, обеспечение их необходимым оборудованием, медикаментами, аппаратами искусственного дыхания, инструментарием, перевязочным материалом и т. д.;
б) обучение работников спасательной службе, постов, маневренных поисковых групп методам оказания первой помощи пострадавшим на воде, основам физиологии и патологии при водолазных спусках; проведение практических и теоретических занятий по подготовке водолазов и медработников службы;
в) оказание квалифицированной медицинской помощи водолазам при специфических заболеваниях (при отсутствия на службе рекомпрессионной камеры врач должен знать адреса я телефоны ближайших рекомпрессионных камер и пути доставки пострадавшего водолаза к ним);
г) овладение в совершенстве всеми видами реанимационной помощи; интубацией, трахеотомией, искусственным дыханием, непрямым в прямым массажем сердца, внутривенной и внутриартериальной трансфузией, кровопусканием, внутрисердечными инъекциями лекарственных веществ; умение пользоваться аппаратами искусственного дыхания, кислородными ингаляторами, отсосами,
дефибриллятором, электрокардиостимулятором и пр.;
д) повышение знаний по реанимации (оживлению) в центрах реанимации, сотрудничество с анестезиологами больниц (клиник);
е) проведение с фельдшерами и медсестрами станций, маневренных поисковых групп теоретических и практических занятий по оказанию неотложной помощи (терапевтической, реанимационной) лицам, потерпевшим бедствие на воде, а также водолазам при специфических заболеваниях; контроль правильности оказания помощи пострадавшим, ведение установленных учета и отчетности;
ж) установление связи с местными органами здравоохранения и ЕДДС по вопросам совершенствования медицинской помощи пострадавшим и проведение профилактической работы, участие в подготовке решений муниципалитетов по вопросам охраны жизни людей на воде применительно к местным условиям;
з) обобщение и распространение передового опыта работы медперсонала спасательных сслужб по оказанию помощи пострадавшим, анализ случаев со смертельным исходом, внедрение в практику более совершенных методов первой помощи пострадавшим;
и) организация и проведение ежедневных медицинских осмотров водолазов, мотористов и ежегодного переосвидетельствования водолазов на базе поликлиник водников или на базе других лечебных учреждений по договоренности с органами здравоохранения.
Отработке подлежали: готовность к использованию плавсредств, спасательного оборудования; наблюдение, сигнализация и связь; выход плавсредств, машины к месту бедствия; подход катера к аварийному судну, опрокинутой шлюпке, тонущему человеку; постановка катера на якорь, спуск водолаза; спасание утопающего без применения водолазного снаряжения со шлюпки и вплавь; оказание первой помощи пострадавшему на воде и его транспортировка; выполнение «нормативов спасателя»; профилактика несчастных случаев с людьми на воде;
При тренировках необходимо обращать особое внимание на: подготовку спасательного катера, дежурной шлюпки и санитарной машины к срочному выходу (выезду); готовность к использованию водолазного снаряжения и спасательных средств; наведение судна на место бедствия (квадрат) с помощью сигналов с наблюдательной вышки и радиосвязи; быстрое и правильное одевание в гидрокостюм спасателя на ходу катера.
Тщательно отрабатывался маневр катера при подходе к плавающему предмету или шлюпке с подачей конца Александрова или спасательного круга.
Маневр считался выполненным в том случае, если катер при подходе не «наваливался» на аварийное судно или шлюпку и с первой попытки подавался спасательный круг или конец Александрова.
При спуске водолаза необходимо было отработать постановку катера на якорь с учетом волны, ветра, скорости с подъемом сигнала «произвожу водолазные работы».
Водолаз спускался под воду после постановки катера на якорь и выключения работы гребного винта; для поиска макета оборудовали квадрат:10х10 м на глубине 5—6 м. Время поиска с подъемом макета на поверхность (при чистом грунте, средней видимости, скорости течения до 0,5 м/с) лимитировалось 3 минутами.
Если спасание утопающего отрабатывается без погружения водолаза с дежурной шлюпки, то ищут и извлекают макет, ныряя в квадрате 3х3 м на глубину 4 м; в этом случае норматив времени - З мин.
При подъеме пострадавшего на судно или берег отрабатывались приемы первой помощи и непрерывного проведения искусственного дыхания во время транспортировки пострадавшего.
Работники спасательной станции в профилактическом районе проводили следующие предупредительные мероприятия: ограждение опасных мест купания; оборудование стендов и щитов по пропаганде мер безопасности на воде в местах массового купания, катания на лодках и водных переправах; оказание помощи предприятиям и организациям в выставлении (за их счет) на закрепленных за ними водных участках спасательных постов; обеспечение пионерским лагерям, санаториям, домам отдыха и туристским базам безопасного отдыха у воды; пропаганда мер безопасности на воде с использованием наглядных печатных материалов, а также радиоузлов предприятий, учебных заведений и организаций; подготовка матросов-спасателей для ведомственных организаций и дружинников-спасателей для станций, предприятий; организация спасательных станций (постов) на общественных началах.
Действия дежурной смены по сигналу учебной спасательной тревоги предварительно отрабатывались у причала, с погружением водолаза и поиском макета в квадрате.
После выработки уверенных действий у причала (берега) весь комплекс учебных вопросов по спасательной тревоге выполнялся с выходом катера на радиус зоны спасания.
При приеме задачи проверяли состояние организации службы на спасательной станции; содержание техники, спасательных средств; готовность службы(поста) к оказанию помощи с выходом катера на дистанцию радиуса зоны спасания и поиск макета в установленные нормативами сроки; выход дежурной шлюпки в квадрат бедствия, ныряние в маске с ластами (комплект №1) и без них; поиск и извлечение макета на поверхность; выполнение работниками нормативов спасателя, кроме водных видов выполнение работниками станции мероприятий по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде.
Охрана жизни людей на льду (воде) во время ледостава, ледохода и паводка. Основной целью задачи являлась подготовка работников спасательной станции к действиям (самостоятельно и в составе дежурной смены) по спасанию людей, провалившихся под лед, проведению профилактических мероприятий во время ледостава, ледохода и паводка.
Отработке подлежали: подготовка и применение зимних спасательных средств; спасание провалившегося на неокрепшем льду; спасание попавшего под лед в майне или проруби; оказание помощи терпящему бедствие на льду во время ледохода; умение проводить профилактику в зимнее время.
До наступления ледостава ремонтировались или изготавливались спасательные доски, лестницы, багры, щетки для упора на льду, лыжи, фонари, надувной трап и нагрудники, концы Александрова и другие подручные средства; изготавливались ограждения для оборудования майны и комплектовались необходимые спасательные средства и легководолазное снаряжение, пригодные для спасательных работ в проломе льда.
На тренировках изучали и осваивали методы применения зимних спасательных средств. По учебной спасательной тревоге отрабатывали: одевание гидрокостюма, переход на лыжах и пешком дежурной смены к месту пролома льда; подползание с закрепленным спасательным нагрудником, при соответствующем страховании, к провалившемуся под лед и его извлечение; переход дежурной смены к пролому льда со шлюпкой протаскиванием её на полозьях по льду или проталкиванием во льду.
Для тренировок спуска водолазов вблизи спасательной станции оборудовали майну глубиной 5—б м, где совершенствовали методы поиска и приемы извлечение макета с последующей отработкой оказания первой медицинской помощи.
Для оказания помощи терпящему бедствие на плавающей льдине отрабатывался выход дежурной смены на катере с металлическим корпусом ,аэролодки ,или на шлюпке, отрабатывалась техника маневрирования при подходе к дрейфующей льдине и снятие пострадавших, а также вызов корабля, с ближайшего порта, вертолета с вертолетной станции для снятия людей со льдины.
Профилактика несчастных случаев людьми на воде во время ледостава, ледохода и паводка включала: систематическое получение сведений от гидрометеослужбы о сроках начала ледостава, ледохода и паводка и информацию населения и организаций об их сроках; контроль за соблюдением мер безопасности при пользовании ледовыми переправами, катками на льду, находящимися в профилактическом районе; определение грузоподъемности льда и информацию об этом заинтересованных организаций; ограждение промоин, прорубей, площадок выколки льда и других опасных мест на льду; Выставление предупредительных щитов и стендов; проведение бесед и помощь в создании уголков спасателя в школах и на предприятиях.
Подготовка работников спас.службы(поста) к спасанию людей, провалившихся на льду или терпящих бедствие во время ледохода, проводилась как на берегу, так и на чистой воде с таким расчетом, чтобы к началу ледостава состав дежурных смен уже имел практические навыки по применению зимних спасательных средств .
При погружении водолазов особое внимание обращали на предохранение водолазных аппаратов от перемерзания и перетирания льдом, проверяли прочность сигнального конца, а также на поддержание надёжной связи с водолазом. При погружении водолаза под лед во всех случаях в готовности находился страхующий водолаз.
При приеме задачи проверяли: состояние организации службы; наличие и готовность к использованию зимних спасательных средств и водолазного снаряжения; готовность и умение дежурной смены оказать помощь людям провалившимся под неокрепший лед, применяя надувной трап, спасательную доску, лестницу, багор, конец Александрова и другие подручные средства; действия дежурной смены по спасанию человека, погрузившегося под лед, со спуском водолаза с борта лодки, имеющей достаточные вместимость и плавучесть; поиск и извлечение макета с глубины 5—б м; умение оказать помощь пострадавшему на воде в зимних условиях; подготовленность работников станции к проведению профилактических мероприятий во время ледостава, ледохода и паводка, а также результаты этой работы.
В функциональные обязанности врача входили:
а) организация медицинских помещений на спас.службе, обеспечение их необходимым оборудованием, медикаментами, аппаратами искусственного дыхания, инструментарием, перевязочным материалом и т. д.;
б) обучение работников спасательной службе, постов, маневренных поисковых групп методам оказания первой помощи пострадавшим на воде, основам физиологии и патологии при водолазных спусках; проведение практических и теоретических занятий по подготовке водолазов и медработников службы;
в) оказание квалифицированной медицинской помощи водолазам при специфических заболеваниях (при отсутствия на службе рекомпрессионной камеры врач должен знать адреса я телефоны ближайших рекомпрессионных камер и пути доставки пострадавшего водолаза к ним);
г) овладение в совершенстве всеми видами реанимационной помощи; интубацией, трахеотомией, искусственным дыханием, непрямым в прямым массажем сердца, внутривенной и внутриартериальной трансфузией, кровопусканием, внутрисердечными инъекциями лекарственных веществ; умение пользоваться аппаратами искусственного дыхания, кислородными ингаляторами, отсосами,
дефибриллятором, электрокардиостимулятором и пр.;
д) повышение знаний по реанимации (оживлению) в центрах реанимации, сотрудничество с анестезиологами больниц (клиник);
е) проведение с фельдшерами и медсестрами станций, маневренных поисковых групп теоретических и практических занятий по оказанию неотложной помощи (терапевтической, реанимационной) лицам, потерпевшим бедствие на воде, а также водолазам при специфических заболеваниях; контроль правильности оказания помощи пострадавшим, ведение установленных учета и отчетности;
ж) установление связи с местными органами здравоохранения и ЕДДС по вопросам совершенствования медицинской помощи пострадавшим и проведение профилактической работы, участие в подготовке решений муниципалитетов по вопросам охраны жизни людей на воде применительно к местным условиям;
з) обобщение и распространение передового опыта работы медперсонала спасательных сслужб по оказанию помощи пострадавшим, анализ случаев со смертельным исходом, внедрение в практику более совершенных методов первой помощи пострадавшим;
и) организация и проведение ежедневных медицинских осмотров водолазов, мотористов и ежегодного переосвидетельствования водолазов на базе поликлиник водников или на базе других лечебных учреждений по договоренности с органами здравоохранения.